В поисках шрифтов OpenType. Антики

Алексей Федорчук

Формату OpenType уже двадцать лет, и уже больше десяти лет прошло с тех пор, как Adobe представила миру пакет шрифтов в нём. А в последние годы большинство компонентов этой технологии получили статус открытых и свободных, используются в майнстриме Freetype и реализованы в виде семейства шрифтов Adobe Source (CodePro, SansPro, SerifPro), также распространяемых свободно.

Однако до сих пор изобилия OTF в дистрибутивах Linux’а не наблюдается. Так, шрифты семейства Adobe Source можно найти в репозиториях редких дистрибутивов, да и вне оных они на каждом углу не валяются. Разве что гарнитура Cantarell в OTF-виде, с лёгкой руки прижилась во многих системах и рабочих среда. Будучи представителем класса гротесков (они же — Sans Serif), она прекрасно подходит для элементов графического интерфейса, да и просто для чтения с экрана произвольных текстов, но на все случаи жизни её не хватает. Часто не худо иметь бы ещё и хоть какую-нибудь антику aka Serif — например, для оформления заголовков. Ну а всем, кто работает в терминальных окнах и текстовых редакторах, просто необходимы моноширинные гарнитуры.

Конечно, всё это хозяйство имеется в упомянутом выше семействе Adobe Source, шрифты из которого можно в принципе прикрутить к любому дистрибутиву. Однако иногда хочется и какого-то разнообразия. Кроме того, шрифт Adobe Source Serif Pro до сих пор не поддерживает кириллицу, что делает его практически бесполезным в наших условиях.

Резонные люди могут спросить: а зачем вообще нужны шрифты формата OpenType, когда в формате TrueType есть множество прекрасных наборов гарнитур, включающих все их практически затребованные виды в самых разнообразных шрифтоначертаниях, и с поддержкой не только кириллицы, но и почти любой «экзотицы». Очевидный ответ на этот вопрос заключается в необыкновенной технологической прогрессивности OTF, о которой я тут распространяться не буду (заинтересованные, начав со статьи в Википедии, могу отыскать в сети массу материалов по теме).

Потому что, на мой взгляд, главное преимущество OTF над TTF в том, что технология их рендеринга вот уже года два или три как встроена в апстримовый FreeType. И потому для улучшения экранного вывода шрифты этого формата не нуждаются во всяких дополнительных ухищрения Ubuntu’йского или Infinality’евского типа. Каковы, как известно, местами спорны с точки зрения лицензионной «праведности», и потому не используются по умолчанию в ряде дистрибутивов.

В чём я имел случай убедиться своими глазами на примере дистрибутивов Antergos и Void Linux. В обоих «улучшательные» патчи для Freetype, Fontconfig, Cairo в принципе доступны (в Antergos’е — относительно просто, в Void’е — сложнее), но по умолчанию не задействованы. И потому все TTF шрифты во всех средах и приложениях выглядят… лучше не смотреть, как. Замена же шрифтов на OTF даёт картину если не идеальную, то вполне в рамках приличий.

Принимая во внимание всё сказанное выше, я и отправился на поиски OTF-шрифтов. В первую очередь антик. Потому как Cantarell в качестве гротеска меня вполне устраивал, да и в запасе имелся Adobe Source Sans Pro, ничуть не хуже. А вот с Serif’ами в OTF дело обстояло из рук вон плохо. Из поддерживающих кириллицу у меня в закромах имелись только шрифты Алексея Крюкова, объединяемые в «надсемейство» Thessalonica (включающего гарнитуры OldStandard, Tempora и Teano). Однако проект этот прекратил своё существование (вместе с сайтом), и они в виде реликтов доступны только из semi-official репозитория openSUSE. А главное, ни один из этих шрифтов по определению, не предназначен для повседневного использования.

Везение моё было таково, что я практически сразу наткнулся на сайт Шрифт красиво. На котором действительно оказалось много шрифтов, в том числе и поддерживающих кириллицу, как антик, так и гротесков, в обоих форматах. В общем, беру на себя смелость рекомендовать сайт всем любителям типографского мастерства.

Я же опять-таки почти сразу наткнулся на OTF-шрифт под именем Bitter. На сайте он был представлен следующим образом:

bitter01

И обладал всеми свойствами, которые мне требовались: принадлежностью к антикам, поддержкой кириллицы, наличием четырёх основных шрифтоначертаний (прямого, курсива, полужирного и полужирного курсива). Разработчиком (имя является некто Sol Matas) Bitter позиционировался как шрифт для e-book’ов, что для меня тоже было не лишним. Однако, опробовав шрифт в работе с обычными текстами в LibreOffice Writer’е, я обнаружил, что и для этих целей он вполне годится:

bitter02

С главной своей функцией — обеспечивать приятность для моих глаз, Bitter справлялся превосходно, и потому дальнейшие поиски OTF-антик я прекратил. По крайней мере, пока. Переключившись на моноширинные шрифты того же формата, о чем — на следующей странице.

В поисках шрифтов OpenType. Антики: 6 комментариев

  1. … начав со статьи в Википедии, хотелось бы немного уточнить — это преимущество OpenType, основанном на PostScript над OpenType, основанном на TrueType, преимущество PostScript над TrueType или OpenType, основанный на TrueType также имеет преимущества над TrueType?

  2. Из Википедии:
    Долгое время в FreeType была по умолчанию отключена поддержка правильного хинтинга TrueType-файлов через встроенный байт-код шрифта, поскольку данная технология попадала под патенты Apple[3]. Для обхода патентов, сборки FreeType по умолчанию использовали незапатентованный алгоритм авто-хинтинга. В мае 2010 года срок патентов истек, и начиная с версии 2.4.0, FreeType по умолчанию использует правильный хинтинг через интерпретатор байт-кода шрифта

    Это имеет отношение к Antergos и Void Linux или там в чем то другом дело?

  3. Погуглив некоторое время пришел к выводу, что единственной «необыкновенной технологической прогрессивностью OTF над TTF» является то, что для улучшения экранного вывода всякие дополнительные ухищрения от Adobe + Samsung вошли в апстрим FreeType, а от Ubuntu и Infinality — нет. В остальном и тот и другой — это OpenType.
    И вот интересно, если сконвертировать OpenType ttf в otf, будет ли он отображаться с таким же качеством, как изначальный otf?

Оставить комментарий

Перейти к верхней панели