Сравнение мужей: Ubuntu vs Fedora. Империя наносит удар

Алексей Федорчук

Я могу представить себе чувство обиды, испытываемое ветераном движения в данной ситуации. Ведь на протяжении 20 лет Red Hat сначала самолично, к лице одноимённого дистрибутива, а затем под псевдонимом Fedora был основным источником инноваций в мире Linux’а. Или, по крайней мере, очень многими воспринимался в этом качестве.

И вдруг в одночасье он оказывается вторым номером и на десктопой стометровке, и на гаджетном беге с препятствиями. И даже первенство его в корпоративном марафоне стало выглядеть не столь однозначным.

Разумеется, реально в серверной сфере Rad Hat’у ничего не угрожает: легион его корпоративных клиентов не будет менять коней не то что на переправе — а просто в дороге. Так что рискну предположить, что в большей мере чувство обиды возникало от того, что скорохват-Ubuntu стал в массовом сознании близнецом-братом Linux’а:

Говорим Linux — подразумеваем Ubuntu,
Говорим Ubuntu — подразумеваем Linux.

Наверное, это можно сравнить только с чувствами, испытываемыми Столлманом сотоварищи, которые после многих лет работы над мега-ОСью GNU вдруг обнаружили, что ОСь эта не только называется Linux’ом, но таковым и является. И не только в массовом сознании, но и в действительности.

Однако, если Столлман пошёл по пути борьбы терминологической — за словосочетание GNU/Linux, и фонетической — за акцентирование первого слова, то Red Hat принял кардинальное решение: отрешиться от старого мира путём отряхивания всего праха мира прежнего — от парадигмы пользовательского интерфейса до системы инициализации, пр изванной в недалёком грядущем пропитать все прочие подсистемы не только Linux’а, но и некогда кросс-платформенных решений — Иксов и графических сред.

В одной из предыдущих заметок я говорил о своём нежелании знакомиться с systemd. А ещё ранее, и неоднократно (уже не упомню, когда и где) — о нежелании тратить силы на освоение GNOME 3. Мотивируя это тем, что это мне не нужно.

И это действительно так — но лишь отчасти. Главная же причина в том, что ни GNOME 3, ни systemd, что бы ни говорили о их технических достоинствах (вне зависимости от их наличия или отсутствия), ни малейшего отношения к технологии дела не имеют.

То, что что мы видим сегодня — это всего лишь бизнес. И политика, вокруг этого бизнеса намешанная. Со всеми атрибутами политических игрищ, в том числе с агитацией и пропагандой, достойной лучших учеников товарища Ульянова в скобках Ленина. Когда всё наше заранее объявляется прогрессивным, а всё не наше — устаревшим и маргинальным. Это не мои слова — это звучит между строк ранее упоминавшегося поста Поттеринга, почти явно — в посте Мартина Лангхоффа на эту тему. И уж совсем открытым текстом говорится их последователями, в том числе и на русскоязычных ресурсах. Короче, большевистский лозунг

Кто не с нами — тот против нас!

неожиданно прозвучал в исполнении тех, кого недавно считали оплотом свободы. И, что характерно, тех, кто таковым считает себя и сейчас, вдаваясь в рассуждения о свободе выбора, создании форков и тому подобные разговоры в пользу бедных.

Не обходится и без прямых уколов «врага» нынешнего, дескать, недостаточно внимания уделяющего разработке ядра и вообще системных компонентов Linux. И ну никак без дифирамбов в адрес «врага» недавнего (как известно, в бизнесе нет постоянных врагов и постоянных друзей, есть только постоянные интересы). Хотя вклад этого самого «друга-врага» (отвлечёмся от методики его подсчёта) не нужен никому, кроме его самого.

Ну а уж что до мелких подъ…ок (да простят меня читающие это дамы, но никакое иное слово здесь не подходит по смыслу) касаемо перекрашивания обоев или перетаскивания кнопок управления окном справа налево — то это просто смешно. Особенно на фоне таких шоу, как демократический выбор имени следующего релиза дистрибутива. Не говоря уж о том, что стратегия «перекрашивания обоев и перетаскивания кнопок» (употребляю это очень фигурально) за несколько лет дала Ubuntu больше пользователей, чем Red Hat’у — самые передовые патчи ядра за двадцать лет.

Короче говоря, мы видим нынче не какую-то техническую дискуссию, а очередной акт вековой драмы, имя которой — Борьба Бабла и Зла. Другое дело, что от исхода этой борьбы зависит направление технического развития систем, которые до сих пор назывались Свободными. И потому пользователей их, вне зависимости от ОСеисповедания и дистрибутивоприналеджности, не может не интересовать ответ на вопрос: чьё же Бабло в борьбе обретёт право стоять во главе борьбы со Вселенским Злом.

Попытка ответа на него приведёт нас с не очень устойчивого грунта косвенных реконструкций на совсем уж зыбкую почву футуристических прогнозов. Тем не менее, попробую на заключительной странице рассмотреть возможные продолжения сюжета нашей драмы.


Содержание