Сравнение мужей. Этнографические заметки. Введение

Алексей Федорчук

В ирландских скелах, исландских сагах и песнях Старшей Эдды многократно описаны ситуации, когда герои вступали друг с другом в своеобразный диалог, в котором каждый участник превозносил свои достоинства и указывал на недостатки оппонента.

Похвальба, как правило, включала в себя описание собственного функционала, каковым тогда для мужчин было в первую очередь воинское мастерство, и рассказы о примерах его реализации — то есть перечислении убитых врагов и передаче обстоятельств, при которых это происходило. А поношение сводилось к обвинению в трусости — то есть профнепригодности для выполнения воинских функций, и в нетрадиционной сексуальной ориентации, каковую индоевропейские варвары, в отличие от цивилизованных древнеримских греков, полагали позорной. У кельтов и германцев обычай этот назывался сравнение мужей, которое заканчивалось или поединком, или всеобщим мочиловом.

Прошли века, давно упокоились под курганами и ирландские риги, и скандинавские хёвдинги, и мечи их обратились в ржавчину. Но и поныне все дискуссии в IT-сообществе развиваются точно по той же схеме самовосхваления и взаимопоношения. Правда, до мочилова нынче дело обычно не доходит, потому как, поначалу, по крайней мере, участники пытаются восхвалять не себя, а свои любимые программы, а поносить, соответственно, программы оппонента. То есть как бы выступают от лица соответствующего комьюнити.

Однако до обвинений в личной некомпетентности и нетрадиционности ориентации дело у современных цивилизованных айтишников, похоже, доходит гораздо быстрее, чем у диких кельтов и германцев. Этот обычай IT-профессионалов получил поэтическое название holy wars, то есть священных войн, или научное — фаллометрия, а в народе именуется по простому, от бороны — срачом. Но восходит он к древнему красивому обычаю — сравнению мужей.

Автор этих строк во дни своей информационной юности довольно активно участвовал в такого рода «сравнениях мужей». Правда, будучи биологически далеко не юным, я всегда старался, чтобы восхваление чего бы то ни было сочеталось с правдоподобием, а при поношении по возможности не переходить на личности восхвалителей противостоящего объекта.

Ныне костры эмоций отгорели, и автор полагает себя в силах рассматривать современные «сравнения мужей» в сфере Open Source и Free Software глазами этнографа-любителя без гнева и пристрастья, как завещал великий Тацит. Если, конечно, получится…