Solaris как феномен культуры

Dr. Nikolai Bezroukov (Николай Безруков)
Перевод Алексея Федорчука (под редакцией Андрея Кроткова)
Оригинал

От переводчика: это фрагмент статьи Solaris vs. Linux: Ecosystem-based Approach and Framework for the Comparison in Large Enterprise Environments, в целом посвященой теме, которая со временем обещает стать предметом столь же священных войн, как Linux vs Windows. Предлагаемый фрагмент на мой взгляд, самый любопытный. — А.Ф.

Q: What’s the difference between Lem’s Solaris and Sun’s Solaris?
A: One’s an alien presence that drives all who encounter it mad,
and the other one’s been made into a movie by Andrei Tarkovsky.

Характерно, что слово «Solaris» больше распространено в основных славянских языках, таких как польский, русский, украинский, чем в английском языке. Причина — известный русский фильм «Солярис», вышедший раньше, чем ОС Solaris 1.0. Это серьезный философский фильм, но будет упрощением полагать, что он снят в стиле Хичкока и на тему контакта с таинственной внеземной цивилизацией (мыслящим океаном). В фильме показана вполне параноидальная атмосфера страха перед неведомым, внешне сходная с ощущением, которое испытывает пользователь Windows, впервые брошенный без всякой подготовки в среду командной строки Unix: после отчаянных попыток выйти из vi он выключает компьютер. Фильм определенно стоит затраченного времени — если вы сможете его приобрести, и если у вас хороший опыт специалиста по отладке программ. Требуется терпение, чтобы высидеть у экрана первые полчаса — начало фильма несколько затянуто.

Фильм был снят по одноименной книге Станислава Лема — признанному шедевру научной фантастики. Другой шедевр Лема — «Возвращение со звезд», в котором астронавт, вернувшийся из долгого путешествия, находит Землю и ее обитателей радикально изменившимся. Я любил ту книгу. Другие хорошие книги Лема — «Непобедимый» (более традиционная научная фантастика) и «Эдем» (почти столь же темный и непонятный, как «Солярис»).

Если распространители Solaris’а желают быть поизобретательнее, им следовало бы включать DVD с фильмом (или по крайней мере с книгой) в Установочный набор Solaris DVD и использовать книгу для продвижения своей ОС среди VIP-персон на каждой презентации. Можно сделать в PowerPoint хорошие слайд-шоу по мотивам фильма – они лучше подойдут для VIP-аудитории, с трудом отличающей Solaris с GNOME от Windows и Xen от VMware. Что до меня, то я непременно включил бы книгу в дистрибутив StarOffice и использовал её в примерах. Это обеспечит возврат инвестиций лучше, чем любое число футболок с эмблемой Солнца…

Книжно-литературные ассоциации в случае с OS Solaris – преимущество неожиданное и особенно важное на восточноевропейских рынках. Linux подобных ассоциаций не вызывает. Этот факт дополнительно подчеркивает значимость Solaris. Если маркетологи ОС Solaris проявят больше активности, то в выигрыше будут обе стороны, что я и хотел подчеркнуть.

Можно увидеть интересные параллели между развитием операционных систем и развитием других артефактов. Как и наука в целом, программирование, особенно системное программирование, — драма идей. Подобно исследователям в фильме и романе, системным программистам приходится иметь дело с чрезвычайно сложными явлениями, а операционные системы относятся к самым сложным объектам, созданным руками человека. Сложности при отладке операционной системы могут довести до сумасшествия точно так же, как показанная в фильме работа в условиях полной изоляции и отдаленности.

Как в науке вообще и в астрономии в частности, здесь намечается объективная линия развития, которая не зависит от людей. Если талантливый исследователь преждевременно умрет, то его открытие будет воспроизведено кем-то другим, пусть и много лет спустя. Хотя, конечно, вопрос приоритета для каждого прикладного открытия весьма важен. Вот интересный исторический пример: Кавендиш выявил свойства электрического тока, включая закон Ома, раньше Ома, но попросту забыл опубликовать свой труд. Это сильный аргумент против перегибов в духе «культа личности», которые уже налицо в движении Open Source.

Варианты перевода эпиграфа

Алексей Федорчук:
Вопрос: Чем отличается «Солярис» Лема от Sun Solaris?
Ответ: В первом чуждый элемент приводит к безумию, во втором — к сплошному кино.

Андрей Кротков:
Вопрос: В чем разница между Солярисом Лема и ОС Сан Солярис?
Ответ: В одном случае — столкновение с неизвестным, приводящее к безумию; в другом случае — превращение в нечто вроде киношки».