Шрифты: полиграфическое введение

Алексей Федорчук
7 июля 2005 г

Шрифты — неотъемлемый атрибут среды обитания пользователя. Действительно, мало радости будет от самых навороченных иконок и панелек круто интегрированного графического десктопа, если подписи на них будут не читаемыми. Да еще и не русскими буквами. И потому в этом цикле мы попытаемся собрать все, что имеет отношение к шрифтам, используемым как в консоли, так и Иксах.

В этой заметке содержатся лишь краткие сведения о шрифтах вообще, и относящейся к этой теме терминологии — в частности. Более подробную информацию можно получить из следующего монументального труда.

Разговор о шрифтах следует начать с терминологии — для чего вспомним традиции отечественной полиграфической школы. В соответствие с которой набор символов определенного облика (то, что в околокомпьютерной литературе называют обычно шрифтом, а то и фонтом) носит имя гарнитура. В англоязычной литературе ему соответствует выражение Font Family. Примерами классических гарнитур являются — Times, Courier, Helvetica и многие, многие другие.

Визуальные вариации символов каждой гарнитуры описываются термином шрифтоначертание. В большинстве гарнитур вариации эти выделяются на основе насыщенности и геометрии. По первому признаку выделются — нормальное (normal или medium) шрифтоначертание и, скажем, полужирное (semibold) или жирное (bold); хотя в просторечии «жирным» обычно называют semibold. Геометрически различают прямое (regular) и курсивное (oblique или italic) шрифтоначертания. Кроме того, некоторые гарнитуры могут иметь еще и дополнительные вариации — такие, как подчеркнутое или перечеркнутое шрифтоначертания.

Так вот, индивидуальное имя шрифта складывается из названия его базовой гарнитуры и шрифтоначертания (или — шрифтоначертаний), например: Times полужирный курсивный, или Петергбург нормальный подчеркнутый. Строго говоря, именно к сочетанию имени гарнитуры и шрифтоначертаний и относится термин шрифт (font).

Шрифтовые гарнитуры объединяются в семейства по двум независимым признакам. С одной стороны, различают семейства моноширинных и пропорциональных гарнитур. В первом все символы занимают одно и то же место по горизонтали, вне зависимости от их относительной ширины. Это — шрифты пишущих машинок и их имитирующие — Courier, Балтика. В семействе пропорциональных гарнитур под символы, относительно более узкие (например, русское т) отводится и меньшее (в абсолютных единицах) место по горизонтали, чем под символы широкие (скажем щ).

Второй критерий разделения гарнитур на семейства — наличие или отсутствие так называемых серифов (serif). Это слово обычно переводится как засечки, хотя в советском учебнике полиграфии дается более точное определение — -отсечки (Б.М. Кисин. Графическое оформление книги. ГИСЛЕГПРОМ, 1946, 408 с.). Действительно, это — как бы декоративные дополнительные выступы, которые «отсекают» строку по горизонтали, способствуя фокусировке глаза вдоль нее. Так вот, гарнитуры, символы которых таковые имеют, объединяются в семейство Serif (или Антиква — шрифты с отсечками), прочие же — в семейство Sans Serif (иногда называемое также Гротеск).

В принципе, в старых книгах по полиграфии можно найти более дробные схемы классификации шрифтов. Так, шрифты с отсечками разделяются группы — Старая Антиква и Новая Антиква, осособляется группа т.н. египетских шрифтов, не говоря уже о шрифтах декоративных и имитирующих рукопись. Однако в контексте того, что в дальнейшем речь у нас будет о шрифтах компьютерных, а не полиграфических, сказанного ранее представляется достаточно.

Очевидно, что как антиквы, так и гротески могут быть и моноширинными, и пропорциональными.

Примерами моноширинных гарнитур с отсечками являются упомянутые выше Courier и Балтика (стандартные шрифты латиницы для импортных и кириллицы для советских пишущих машинок, соответственно). Пример классических моноширинных гротесков мне на память не приходят, но в компьютерном мире они употребляются очень широко: это вариации на темы Fixed, Lucida Typewriter, Andale и им подобные.

Пропорциональные гарнитуры семейства антиква — это подавляющее большинство гарнитур, представленных в книгах и прочей полиграфической продукции. Исторически большинство из них восходит к классическим гарнитурам, создававшимся на протяжении XVI-XVIII веков знаменитыми художниками и граверами. Среди них — антиква Дидо, шрифты Гарамона, Кэслона, Баскервилля, Бодони (знакомые имена, не так ли?), к которым в XIX веке прибавляется Times. Ныне же вариациям на тему Антиква несть числа: гарнитуры Книжная, Петербург, Академическая, гарнитура Лазурского… Перечислять можно было бы долго. А если вспомнить про их современные компьютерные вариации — так и вообще можно сбиться со счета.

Семейство пропорциональных гротесков зародилось в начале XiX века, в связи с формированием отдельных стилей офрмления печатной продукции — для книг, газет и прочей периодики, да и рекламные проспекты массово начинают распространяться именно в это время. Ими и стали многочисленные гротески — классическая Helvetica и ее многочисленные вариации типа Swiss, вплоть до всем известного компьютерного Arial, шрифты Futura, Gothic (не путать с настоящими старинными готическими шрифтами и их современными имитациями, которые относятся к категории декоративных шрифтов).

Традиционно в полиграфии использовались преимущественно пропорциональные гарнитуры; моноширинные гарнитуры заняли в ней прочное место лишь в последнее время — для передачи листингов программ, команд и тому подобного хозяйства в околокомпьютерной литературе. Причем гарнитуры с отсечками и гротески занимали каждая свою нишу. Первое семейство предназначалось для передачи длинных и «сплошных» повествовательных текстов, второе же — для коротких текстов блочного характера и, иногда, заголовков. Однако широкое распространение, с одной стороны, компьютерных технологий в «бумажном» издательском деле, с другой — онлайновых изданий, предназначенных для восприятия исключительно или по преимуществу с экрана, существенно сместило сферы применения гарнитур того и другого семейства: гротески стали широко применяться для сплошных текстовых массивов сначала в онлайновых, а затем и «бумажных» изданиях, а гарнитуры семейства Serif — напротив, для декоративного выделения блочных участков.

Интересно, что эксперименты для оценки влияния шрифтов на качество восприятия текста проводились еще задолго до появления компьютеров — в 30-х годах прошлого века (а возможно, и ранее), в Европе, Америке, Советском Союзе. И результаты их оказались не вполне тривиальными. Конечно, общепринятое мнение о том, что восприятию сплошных текстовых массивов более способствуют гарнитуры с отсечками, подтвердилось. Но только — для людей а) взрослых и б) образованных. Дети и люди малограмотные даже сплошные массивы лучше воспринимали в исполнении гротескными гарнитурами.

И еще выяснилось, что для текста, подвергнутого искажениям, читабельность лучше (или, скажем так, менее плохо) сохраняется именно в случае использования шрифтов без отсечек. Последнее имеет прямое отношение к использованию компьютерных шрифтов. Ведь на экране текст всегда в той или иной мере подвергается искажениям — за счет кривизны CRT-трубок, пикселизации, да и просто недостаточно высокого качества рендеринга. И потому в качестве экранных шрифтов гротески почти всегда оказываются предпочтительными.

2 комментария к “Шрифты: полиграфическое введение

  1. Мне нужно все о полиграфии цветной и черно-белой для моей дипломной работы… Если есть, то скиньте плиз!!!

Обсуждение закрыто.

Перейти к верхней панели