Neon и Remastersys’ы

Алексей Федорчук

Огорчённый тем, что первый мой опыт создания снапшота инсталляции Neon’а оказался неудачным, я решил обратиться к дургому средству ремастеринга образов — программе Remastersys. Точнее, её клонам, поскольку сам по себе проект Remastersys прекратил своё развитие, и программа с этим именем поддерживается «на плаву» в настоящее время только усилиями Алексея Бухалова aka BaaTLT (см. обсуждение на форуме Matuntu).

Кроме эпонимической Remastersys, мне известно три её клона. Первый (не по возрасту или значимости, а по времени моего знакомства) — Pinguy Builder, который также то ли дышит на ладан, то ли даже это перестал делать, второй — wasta-remastersys, развиваемый в рамках проекта Wasta-Linux — одного из многочисленных внебрачных отпрысков Ubuntu, впрочем, достаточно своеобразного (если дойдуут руки — я про него напишу, тем более что в качестве рабочей среды в нём используется Cinnamon). И третий клон — пакет bodhibuilder, который является составной частью дистрибутива Bodhi, также незаконного потомка Ubuntu, но с десктопом Enligthtenmet (вернее, ныне с его клоном Moksha). Похоже на парад клонов, не так ли?

С Pinguy Builder я пытался иметь дело при сборке одного из враиантов Cintu, и впечатление о нём осталось не смое лучшее. И рассчитывать на его изменение не приходилось ввиду фактического прекращения проекта. Пакет bodhibuilder у меня в Neon’е просто отказался устанавливаться, сославшись на неразрешимость его зависимостей. Так что оставалось два кандидата.

Наперёд скажу, что в попытке применения в Neon’е и wasta-remastersys, и remastersys Алексея я потерпел фетяску. Однако решил описать свои эпыты, в рассчёте на то, что кто-то окажется более везучим. Да и ситуация с самими пакетами может измениться.

Обе программы ремастеринга, о которых далее пойдёт речь, имеют две общие особенности. Во-первых, в отличие от Systemback’а, ни та, ни другая не имеют своего инсталлятора: для установки созданных ими образов используется стандартный Ubiquity из прародительской Гигтегю Причём, согласно изысканиям Алексея Бухалова, обязательным условием успешной установки является наличие одного из пакетов, поддерживающих слайд-шоу в ходе развёртывания системы. А во-вторых, и пользователь Live-сессии, и пользователь, чей аккаунт создаётся при установке, наследуют свои настройки не от пользователя «системы-матки», а из dot-файлов каталога /etc/skel. И наполнением его следует озаботиться перед созданием образа.

Начать я решил с wasta-remastersys — не из низкопоклонства перед Западом и небрежения отечественными корнями. А потому, что этот пакет был меньше, проще и тянул за собой меньше зависимостей, ибо не имел никакой GUI’ёвой оболочки. В сущности он сводится к двум командам (обе требуют привилегий администратора):

  • wasta-remastersys-skelcopy — как явствет из её имени, она копирует dot-файлы из домашнего каталога текущего пользователя «системы-матки» в каталог /etc/skel;
  • собственно wasta-remastersys, результат выполнения которой зависит от опций.

Среди опций команды — тройка основных backup|clean|dist, очевидного назначения, и пара дополнительных cdfs|iso: первая ограничивает деятельность программы созданием файловой системы образа, вторая — образ создаёт (с нуля или из уже развёрнутой файловой системы). Я не мудрстуя лукаво, запустил эту команду в такой форме:

$ sudo wasta-remastersys dist myneon.iso

И про прошествии потребного количества времени получил два файла — iso-образа и md5-суммы его.

С образа я немедленно запустил вновь созданную в Virtualbox’е виртуальную машину. В live—режиме всё работало прекрасно. Не было по началу и проблем с инсталляцией. До тех пор, пока не началось собственно перенос системы на целевой носитель. Ибо процесс этот продолжался недолго, и завершился сообщением о крахе программы инсталляции. Причём в log-файле, с содержимым которого предлагалось ознакомиться, внятной информации о причинах краха я не увидел.

Однако у меня оставался ход конём по голове — программа Remastersys. Она состоит из двух пакетов — remastersys_3.1.1-3_all.deb, отвечающего за функционал, и remastersys-gtk_3.1.1-3_all.deb, обеспечивающего графический интерфейс. Установка обоих посредством утилиты Qapt (именно в lfyyjq последовательности) прошла без всяких приключений.

Remastersys пожно использовать в командном режиме тем же самым образом, что и wasta-remastersys. Что не удивительно — команды и опции аторой были некогда потибрены с первой. Но она имеет и графический интерфейс, который выглядит таким образом:

neon-i-remastersys

А нажав кнопку О программе, можно ознакомиться с авторским коллективом её создателей:

neon-i-remastersys-aut

Описывать возможности программы и порядок действий при её использовании не буду. Скажу только, что процесс создания образа, запуска с него live-сессии, а в ней — инсталлятора, прошли без всяких проблем. Пока в ходе развёртывания системы не появилось точно такое же сообщение о крахе установочной программы, как и в первом случае.

В причины сего прискорбного события вдаваться не буду — в обсуждении на форуме Matuntu BaaTLT высказал по этому поводу несколько резонных соображений, к которым я и отсылаю заинтересованных лиц.

Я же после неудачтого опыта с обоими клонами Remastersys понял, что «малой кровью, на чужой земле» поставленную задачу не решить: надо возвращаться к Systemback’у и добивать его до победного конца. Забегая вперё, скажу, что это мне удалось, о чём и поведаю в следующем очерке.

Оставить комментарий

Перейти к верхней панели