История королевского мушкетера

Алексей Федорчук
12 Июнь 2007 г.
Версия вторая, с очень небольшими поправками — 26 ноября 2015 г.

Много-много лет назад, году так в 1964, в журнале «Наука и жизнь», была опубликована статья под названием (по памяти):

Подлинная история серого мушкетера Шарля д’Артаньяна

В те годы я находился как раз в том возрасте, когда дети моего поколения читали известный роман Дюма. Статья настолько переворачивала с ног на голову все, о чем повествовал великий писатель, что с тех пор я стал по мере возможности собирать всю информацию по сему вопросу.

Результатами этих сборов и хочу поделиться. Как и во всех исторических блогометках, ссылок на источники не будет — я их давно забыл или потерял. Потому изложенное ниже можно рассматривать как чисто беллетристическое сочинение — попытку подражания великому автору исторических сплетен и баек.

Для начала — об источнике романа «Три мушкетера». Им послужили так называемые «Мемуары господина д’Артаньяна», изданные в Голландии в начале 18-го века. Во времена Дюма подложность их еще не была очевидной, но на самом деле они были сочинены неким Гасьеном де Кюртис де Сандра, и представляли собой такой же роман, как и их знаменитый клон. Только несоизмеримо более скучный. Ибо автор его, будучи профессиональным сочинителем подложных мемуаров, не утруждал себя доводкой ни формы, ни содержания.

Тем не менее, именно из сочинения мсье Гасьена берут начало все сюжетные линии, столь блистательно реализованные мэтром Дюма: и история с подвесками, и «Один а всех — и все за одного», и бесчисленные хронологические несуразицы.

Потому что исторический д’Артаньян родился в Гаскони… Так вот, именно в Гаскони, а не в Беарне: это для нас между Гасконью и Беарном разницы не больше, чем для французов — между Чукоткой и Корякией, но сами они эту разницу иногда ощущают. И, хотя Дюма тоже употребляет эти географические названия черезполосно, но это — специфика жанра романа-фельетона, когда при сочинении текущей еженедельной полосы подчас забывались мелкие детали полосы предыдущей недели.

Так вот, исторический д’Артаньян родился, по одной версии, примерно в тот год, когда начинается действие «Трех мушкетеров» — около 1625-го. По другой же — несколько раньше, между 1610 и 1615-м годами. Что, впрочем, при юбом раскладе не позволяло ему принять участие в осаде Ла Рошели и быть лично знакомым с гражданином герцогом Бэкингемом.

Ну а звали нашего героя — Шарль де Баас де Кастель-Моро (за правильность транскрипции не ручаюсь). Фамилия «Кастель-Моро» (Замок Мавра) показалась ему неблагозвучной, и потому по прибытии в Париж он сконструировал себе звучное имя д’Артаньян — от имения, которым владели его родственники (и на которое он не имел никаких прав).

Надо сказать, что тогда это была распространенная практика. Например, его современник, Савиньен де Сирано, вошедший в историю и литературу как Сирано де Бержерак, вовсе не был сиром Бержерака (крупного феодального владения в Гаскони): это имя он сконструировал из названия поместья под Парижем, которым владел его отец. И был Савиньен, следовательно, вовсе не гасконцем, а коренным парижанином. Впрочем, это совсем другая история.

Наш же герой, как уже сказано, прибыл в Париж в поисках удачи (где-то в начале 40-х годов). И довольно быстро оказался в составе королевских мушкетёров.

О них надо сказать отдельно. Вопреки названию (и тому, что можно встретить в литературе), королевские мушкетеры мушкетерами не были. То есть из мушкетов они не стреляли, а лишь носили их при дворцовых церемониях. А были они тяжелой кавалерией — кирасирами по вооружению. И делились на два эскадрона (в отечественной литературе из обычно называют ротами) — черных и серых мушкетеров. Вместе с двумя ротами жандармов они образовывали так называемые Алые роты — наиболее привилегированный корпус гвардии французских королей, просуществовавший до самой Французской революции. В 1814 году, после реставрации Бурбонов, Алые роты были восстановлены, но буквально через год или два ликвидированы уже окончательно — из-за недовольства армейских офицеров их привилегиями. Тем не менее, в этот короткий промежуток времени в них успел послужить Альфред де Виньи — автор «Неволи и величия солдата».

К слову сказать, жандармы Алых рот — тоже не полицейские, а исторически — рыцарская гвардия королевы Анны Бретонской, на счету которых немало славных дел, типа битвы при Мариньяно и спасения чести своего короля в битве при Павии. Но и эта история заслуживает отдельной блогометки. Тем более, что король тот уронил свою честь, нарушив слово, данное не каким-то там вшивым буржуям или дврянам, а своему брателле-императору.

Так что вернемся к нашему герою. На службе в королевских мушкетерах он прославился тремя деяниями: вывозом маленького Луи 14-го с Анной Австрийской и Мазарини из Парижа во время Фронды, арестом сюринтенданта финансов Фуке (прямого предтечи наших олигархов типа Березовского и Ходарковского) и гибелью при осаде Маастрихта (1673) в результате случайной вылазки осажденных.

Маршалом Франции д’Артаньян не стал, последним его званием было — полевой маршал, примерно соответствует нашему бригадиру или генерал-майору. Не вполне ясен и вопрос с его графским титулом. Вероятно, он был все-таки не унаследован, а пожалован — возможно, за заслуги (или услуги) во время Фронды. Во всяком случае, уже его сыновья графский титул утратили и не рыпались, а внуки так вообще потеряли дворянство во время очередной чистки рядов этого сосоловия.

В источниках, кроме Шарля д’Артаньяна, фигурирует еще и Жан д’Артаньян, типа двоюродный племянник первого, точно так же присвоивший эту фамилию, как и дяденька — видимо, следуя его примеру. Он после ареста Фуке был некоторое время начальником его охраны — опять-же, сменивши дядю на этом достойном вертухайском посту.

В первой версии этой заметки говорилось, что

В той же стычке, что и Шарль д’Аратаньян, гибнет некто Исаак де Порто — как не трудно догадаться, прототип романного Портоса. Который никаким бароном не был, происходил, как и д’Артаньян, с Югов (видимо, из Прованса), нет даже четких свидетельств его дворянского происхождения. И вообще, гибель при осаде Маастрихта — это чуть ли не единственный достоверный факт из его биографии.

Откуда я почерпнул эти сведения — уже и не припомнить за давностью лет. Согласно Птифису, они не имеют с действительностью ничего общего: Портос, будучи действительно из Прованса, и роду-племени будучи довольно тёмного, выйдя в отставку, умер своей смертью в родных краях и преклонных годах.

Атос погиб существенно раньше, еще до Фронды, — возможно, они с д’Артаньяном и не встречались по жизни. Его тело нашли на Пре-о-Клер, излюбленном месте поединков парижских бретеров, — то есть, скорее всего, он был убит на дуэли. Вопреки Дюма, Атос — это его настоящее имя, происходящее от известной горы Афон, потому как предки его были выходцами из Греции.

О происхождении, биографии и судьбе Арамиса в доступных мне источниках никаких подробностей не обнаруживается. — кроме самого факта его службы в королевских мушкетерах в 40-х годах, то есть примерно одновременно с д’Артаньяном. Ну а некоторые детали его биографии можно найти, опять же, у Птифиса.

И тем не менее — да здравствует светлая мушкетерская легенда моей юности:

Франция жива — и ой-ля-ля
И живы мушкетеры короля!

Несколько вариантов текста этой песенки можно найти в сети. Как и варианты исполнения — весьма средней, впрочем, паршивости.

1 комментарий к “История королевского мушкетера

  1. Поправки: вывоз короля из охваченного парламентской Фрондой Парижа и арест Фуке — почти единственные совпадения реального и «дюмасовского» Д’Артаньянов. Кроме этого, есть еще и маршал Пьер Д’Артаньян (иначе граф де Монтескью) — французский полководец периода войны за Испанское наследство (1701-1714 годы). Последний из этого рода — генерал Монтескью, французский военачальник начального этапа революционных войн, впоследствии гильотинированный.

Обсуждение закрыто.

Перейти к верхней панели