Антиква и гротеск

Раздел из книги: Б.М. Кисин. Графическое оформление книги. Л.: Гизлегпром, 1946, 408 с.
Сканирование и распознавание: Алексей Корельский aka Snake, 2005

От редактора: как мне кажется, чуть ли не самый интересный раздел в этой замечательной книге. Причём, что характерно, сохраняющий актуальность и поныне, в век не только компьютеров, но и LCD-дисплеев. Причём разных — от демопанельных до смартфонных.

Между оформителями книги давно уже ведётся дискуссия о том, какому типу шрифта отдать предпочтение: антикве или гротеску.

Чёткость, ясность, отсутствие лишних деталей, строго геометрическое построение формы — таковы достоинства гротеска, по мнению его сторонников.

Рис. 351 Шрифт «кэслон»
Рис. 351 Шрифт «кэслон»

Противники гротеска, наоборот, утверждают, что он «ничего не выражает», «безличен», что он только «бескровный скелет», указывающий на банкротство искусства шрифта.

Попытаемся установить достоинства и недостатки обоих видов шрифта не с точки зрения эстетических симпатий отдельных течений, а с точки зрения научных исследований.

Для большого западноевропейского концерна, который предполагал выпускать собственную газету, было произведено в 1933г. сравнительное исследование двух шрифтов: антиквы (Romanisch) и гротеска (Futura).

Десяти лицам было предложено прочесть 12 строк, набранных тем и другим шрифтом. Был установлен с точностью до долей секунды темп чтения для каждого испытуемого и выведено среднее. Так как шрифт предназначался для газеты, которую обычно читали в вагоне трамвая, метро, то был произведён второй опыт — чтение вибрирующего текста.

И в том, и другом случае оказалось, что гротеск легче читается. При вибрировании буквы гротеска легче узнавались, чем буквы антиквы.

При чтении на расстоянии показатель для антиквы оказался 9,88 и для гротеска — 10,1. При слабом освещении оказалось, что гротеск был виден в то время, когда буквы антиквы ещё были расплывчаты. Для гротеска в среднем требовалось освещения на 20% меньше.

Интересные опыты были произведены Научно-исследовательским институтом Огиза в 1931 — 1932 гг. Исследовались три шрифта: латинский (как представитель медиэвальных шрифтов), 6-я гарнитура (один из дидотовских шрифтов) и рубленый, или акциденц-гротеск (группа гротесков).

Результаты советских исследований отличаются от приведённых выше. Основные выводы получены следующие:

  1. Различие гарнитур сказывается на процессе чтения, и это влияние тем сильнее, чем слабее квалификация читателя.
  2. При чтении отдельных слов наилучшие результаты даёт рубленая гарнитура (на 21% лучше, чем латинская), далее латинская (на 6% лучше, чем 6-я гарнитура) и на последнем месте 6-я гарнитура.
  3. По данным не законченных ещё экспериментов на читаемость этих трёх гарнитур в разных кеглях (от 6 до 16), а также экспериментов со связным текстом, можно считать, что достоинства как рубленой, так и 6-й гарнитуры понижаются с уменьшением кегля и возрастают с его повышением, качество же латинской гарнитуры от понижения кегля не страдает; в связном тексте достоинства рубленой гарнитуры понижаются, тогда как качества 6-й гарнитуры, а особенно латинской, мало изменяются.
  4. Основное условие читаемости шрифта — это достижение наилучшего выделения фигуры из фона, причём под фигурой следует понимать не только и не столько отдельный графический знак, сколько их группу, образующую графическое слово, являющееся подлинной единицей чтения

6-я гарнитура, обладая большей диференциальностью отдельных знаков (контраст нажимного и волосного штрихов, резкие длинные волосные серифы), понижает свои качества при группах букв (слияние серифов соседних букв, например и, п, н и др.) и проигрывает в мелких кеглях вследствие истончения волосных штрихов. Рубленая гарнитура выигрывает крупностью очка букв, жирностью равномерных штрихов и простотой рисунка, что в отдельных словах и кратких кусках текста (надписи заголовков, строки обложки или объявления) является решающим преимуществом; к недостатку рубленой гарнитуры следует отнести одинаковость ряда букв: сие, ник, зив, лип, ни и? и небольшие выступы у букв б, р, у, ф и д; эти недостатки создают большую монотонность строки, набранной рубленым, что понижает качество этого шрифта в связном сложном наборе, особенно в мелких кеглях. Латинская гарнитура, не обладая такой диференциальностью отдельных знаков, как 6-я гарнитура (большая равномерность нажимного и волосного штрихов, серифы под углом в виде утолщений основных штрихов), и имея значительно более бледную цветность и меньшее очко по сравнению с рубленым, обладает, однако, рядом достоинств, к которым прежде всего следует отнести достаточную диференциальность графических слов (группы знаков), отсутствие слияния соседних знаков в связном тексте и отсутствие снижения положительных качеств при снижении кегля; эти свойства дают право назвать латинскую гарнитуру универсальной. Не следует забывать, что латинская гарнитура немного превосходит емкостью б-ю гарнитуру, обе же они значительно более емки, чем рубленая, что важно в экономическом отношении.

Рис. 352. Иррадиация
Рис. 352. Иррадиация

Американские исследования также подтверждают преимущества антиквы при связном тексте.

При сравнении антиквы и гротеска необходимо остановиться на вопросе об отсечках. Сторонники гротеска отрицали отсечки, считая их ненужными украшениями, нарушающими простоту геометрических форм и мешающими выявлению «функционального» значения буквы.

Между тем значение отсечек в процессе чтения установлено физиологами более или менее бесспорно: отсечки играют при движении глаза по строке роль своеобразных рельсов, облегчая процесс чтения.

Кроме того, отсечки играют определённую роль в связи с явлением иррадиации. Явление это заключается в том, что светлые объекты кажутся большими, чем тёмные, хотя в действительности они и равны между собой. Это впечатление ещё усиливается при соответствующем фоне.

Белый круг на чёрном фоне (рис. 352) кажется больше, чем чёрный круг такой же величины на белом фоне.

Явление иррадиации хорошо знали ещё архитекторы древней Греции. Угловые колонны, которые с большинства точек зрения выступали на фоне неба (т. е. на фоне очень яркого света), делались немного толще других колонн, видимых на фоне стен здания. Этим достигалось кажущееся зрительное равенство толщины всех колонн.

Вследствие иррадиации круглое о, равное по высоте соседним знакам, например и и п, будет казаться меньше их. Поэтому букву о следует чуть увеличивать против высоты строки (как в шрифте «эксцельсиор»).

Вследствие иррадиации края штрихов у букв без отсечек как бы «съедаются» наступающим белым цветом и становятся нечеткими. Отсечки ликвидируют действие иррадиации. Это учитывали мастера XVIII в.: они давали тончайшие отсечки, которые как будто даже и не воспринимались глазом, но способствовали чёткости штриха.

Между прочим, серифы могут иметь и отрицательное влияние на удобочитаемость в том случае, если они чрезмерно жирны и перегружают букву.

Гротеск имеет преимущество в том случае, когда есть опасность искажения шрифта, например при офсетной печати и тифдруке. Очевидно, из этих соображений в качестве основного шрифта для фотонаборных машин выбран гротесковый шрифт, так называемый угертипстандарт-гротеск (как известно, фотонабор предназначен главным образом для офсета и тифдрука).

Рис. 353. Схемы отношения основного штриха к дополнительному
Рис. 353. Схемы отношения основного штриха к дополнительному

В последнее время лаборатория шрифта Научно-исследовательского института полиграфической и издательской техники, совместно с лабораторией Научно-исследовательского института психологии, под общим руководством профессора В. А. Артемова, разработала метод исследования читаемости шрифта.

Полученные результаты исследования читаемости изолированных буквенных знаков и их сочетаний позволили сделать следующие выводы:

  1. Для читаемости шрифтов благоприятно сочетание следующих графических особенностей гарнитур:

    а) округлый контур,

    б) достаточно насыщенный основной штрих,

    в) средняя контрастность по насыщенности между основными и вспомогательными штрихами,

    г) наличие серифов с достаточными просветами между концами их,

    д) пропорции очка и внутреннего просвета, близкие к единице, с преобладанием вертикалей,

    е) относительная простота рисунка в целом.

  2. Наиболее широко применяемые в полиграфии для массовых изданий шрифтовые гарнитуры, по данным теоретического графического анализа и экспериментов, располагаются по удобочитаемости в следующем нисходящем порядке:

    а) светлые: латинский (27-я гарнитура), акциденц-гротеск (рубленый), обыкновенный (6-я гарнитура);

    б) полужирные: латинские, коринна, академический;

    в) жирные: гротеск жирный, гермес-гротеск, альдине жирный.

  3. Из шрифтовых гарнитур, наиболее широко применяемых для детской литературы, на первом месте по удобочитаемости стоит латинская светлая гарнитура (27-я). Это относится к литературе для детей с достаточным навыком чтения (3–4 классы начальной школы). Применительно же к детям, начинающим читать, на первом месте по удобочитаемости стоит гарнитура акциденц-гротеск (рубленая).
Рис. 354. Шрифт с удлинёнными штрихами, выходящими за строку
Рис. 354. Шрифт с удлинёнными штрихами, выходящими за строку

Исследования последнего времени показали, что новый шрифт для детской литературы (типа шрифта «сенчури-скулбук») по удобочитаемости стоит выше и латинской (27-й) гарнитуры, и акциденц-гротеска.

Результаты исследований позволяют сделать следующий педагогический вывод:

а) на первых ступенях обучения шрифтовое оформление имеет огромное значение для читателя; успешность процесса чтения находится в особенно большой зависимости от положительных качеств шрифтовой гарнитуры;
б) на первых ступенях обучения наиболее эффективна та гарнитура, которая отличается сравнительной простотой контура, достаточной насыщенностью штриха, малой контрастностью между штрихами, наиболее чётким внутрибуквенным просветом; на дальнейших ступенях обучения лучше воспринимается гарнитура с несколько более сложным контуром и большей контрастностью между штрихами».

Таким образом, распространённая ещё недавно точка зрения, что гротеск всегда является наилучшим книжным шрифтом, неправильна.

При выборе в каждом отдельном случае того или иного шрифта не следует забывать, что элементы оформления (интерлиньяж, длина строки, бумага, краски и т. д.) в значительной мере изменяют воздействие шрифта.

В советской печати решающим моментом при выборе шрифта является смысловой, идейный момент. Никто не будет, например, набирать сочинения Дарвина пальмирой или давать в них заголовки шрифтом 1812 г. Специфика издания (вид литературы, читательская группа, способ пользования книгой и т. д.) предопределяет в каждом отдельном случае выбор шрифта.

Антиква и гротеск: 1 комментарий

Оставить комментарий

Перейти к верхней панели