Нужны ли народу «национальные» дистрибутивы?

Алексей Федорчук

В предыдущей блогометке был затронут круг вопросов, связанных с дистрибутивами, которые условно можно назвать «национальными». Из которых главным, разумеется, является вопрос: а нужны ли народу плезиозавры «национальные» дистрибутивы? На который был дан обобщённый ответ: в одних случаях они народу не нужны, в других — нужны если не позарез, то весьма и весьма.

Случаи первые достаточно известны. Самый показательный из них относится к народу Бразилии, в которой много не только донов Педров и диких обезьян, но и «национальных» дистрибутивов. Правда, большинство из них скончалось за невостребованностью. Потому что когда дело дошло до действительно масштабных внедрений Linux’а (в средних школах этой страны), бразильский народ обратился почему-то не к родным Poseidon’ам, Kurumin’ам и GoboLinux’ам, а к интернациональной Kubuntu.

А вот о случаях востребованности «национальных» дистрибутивов известно гораздо меньше. Но они есть. И здесь самым показательным является пример испанского народа. Которому, как оказалось, нужны не просто «национальные» дистрибутивы, а дистрибутивы провинциального, районного и даже университетского масштаба. Во всяком случае, в этой стране таковых было создано около дюжины. Не все из них дожили до наших дней — однако более половины существует и поныне. Причём некоторые развиваются уже 10–12 лет. Это ли не показатель нужности народу?

Ниже, по данным Distrowatch’а, приведён список дистрибутивов, которые явным образом заявляют о своём испанском происхождении, во-первых, и ориентации на местные (провинциальные, муниципальные, etc.) условия — во-вторых. Число в префиксе — место в списке «испанских» дистрибутивов, число в скобках — место в общем рейтинге Distrowatch’а. В качестве «точки отсчёта» для определения «долголетия» дистрибутива указана дата регистрации на этом сайте, реальная дата создания его может быть существенно старше.

4. GALPon Minino (113)
Легкий дистрибутив, основанный на Debian: предназначенный для старых машин, хотя прекрасно работает и на машинах современных. Поддерживает английский, испанский и галисийский языки, что свидетельствует о его ориентации на жителей одноимённой провинции.
Существует более 5 лет: 2010-09-03

10. Bardinux (227)
Проект Университета де Ла Лагуна (de La Laguna), Канарские острова, для студентов коего в первую очередь и предназначен. Основан на Kubuntu.
Существует более 7 лет: 2008-10-08

11. Guadalinex (236)
Дистрибутив на основе Ubuntu, разработанный для использования в правительственных учреждениях Андалусии (Junta de Andalucía).
Существует более 11 лет: 2004-02-23

12. MAX: Madrid_Linux (243)
Дистрибутив, созданный Советом по образованию города Мадрид, основанный на Ubuntu.
Существует более 11 лет: 2004-05-27

13. LinEx (258)
Дистрибутив, разработанный правительством автономного сообщества Эстремадуры и центром компетенции CENATIC (Spanish National Competence Centre for the Application of Open-Source Technologies). Основан на Debian’е.
Существует более 13 лет: 2002-05-22

14. LliureX (259)
Дистрибутив разработан Советом по культуре, образованию и спорту муниципалитета города Валенсии, основан на Edubuntu. Инсталлятор поддерживает испанский и валенсийски (aka каталонский) языки. Предназначен для учебных заведений автономного сообщества Валенсия.
Существует более 10 лет: 2005-09-26

В приведённом списке впечатляет не столько количество позиций, сколько срок жизни большинства входящих в него дистрибутивов: очевидно, что они разрабатываются не на голом энтузиазме (которого редко когда хватает на 10 и более лет), а при активной поддержке соответствующих организаций. Что однозначно свидетельствует о их востребованности.

Казалось бы, в России, которая немножечко больше Испании, да и разнообразие городов и весей, краёв и областей в которой чуть больше, такие «региональные» и «локальные» дистрибутивы должны быть куда более востребованными. Однако аналогичный список для неё составить было бы затруднительно. Неужели, как сказал некогда Александр Зиновьев,

Нашему народу это не нужно. Потому что то, что нужно нашему народу — не это!

Или всё-таки есть другая причина?

Нужны ли народу «национальные» дистрибутивы?: 18 комментариев

  1. Спрос рождает предложение. Если бы такие дистрибутивы были нужны — они бы появились. Раз их нет… Возможно, испанцам так проще организовывать поддержку, удобней. Я не вижу мотивации для их создания. Может для студентов-айтишников, как практика в учебных заведениях. А вообще странная тема — я очень сомневаюсь, что кто-то выбирает автомобиль, основываясь на национальных предпочтениях. Авто выбирают по другим критериям. Почему с осью должно быть по другому?

  2. Sam, вообще-то вопреки старику Карле, обычно всё наоборот: сначала появляется предложение чего-нибудь (например, Windows), а потом потенциального пользователя убеждают, что ему без этого чего-нибудь ну никак не жисть.
    Но в данном случае вопрос стоит шире: не только о «нац. дистрибутивах», а вообще об адаптированных системах под некие задачи. Например, под задачи муниципальной администрации автономного сообщества Эстремадура.
    > Я не вижу мотивации для их создания.
    Про возможные мотивации в узком смысле говорилось в предыдущей заметке.
    А в более широком — Вы думаете, что для задач ядерного физика, геолога или городского администратора не нужны разные системы?
    > Авто выбирают по другим критериям. Почему с осью должно быть по другому?
    И авто, и ОСи выбирают, руководствуясь очень разными критериями.
    В первом случае — кто скоростью, кто проходимостью, кто грузоподъёмностью, кто внешностью, кто внутренней отделкой, кто — цветом. А кому-то, возможно, греет душу, что этот автомобиль изготовлен в его родном городе, на его родном заводе.
    С ОСями — аналогичный случай, как говорят в Одессе.

  3. В Китае есть еще несколько нац дистрибутивов, как минимум один в армии давно используется. ну не винду же туда ставить в самом деле.
    Авто выбирают руководствуясь самыми дурными соображениями, во первых цвет — «я хочу такую красную тачку!» (синию). во вторых на такой точиле сам Карлос Сайнс ездил…
    Бля! я могу купить себе тачку как у Джеймса Бонда в Казино Рояль — и идут и покупают!
    все это выглядит экстравогантно, но цвет — это 50% всех девушек! Это самое главное ваще.

  4. > Вы думаете, что для задач ядерного физика, геолога или городского администратора не нужны разные системы?
    Скорее софт.

  5. Я имел ввиду программы. Да, я не ядрённый физик, но сталкивался с ситуациями, когда ОС плохо подходит для определённых задач. Виндовс и Ruby — работать можно, но мазохистично. Очень много мелких граблей. Но даже если мы будем делать ОС для тех же физиков, то это будет ОС для физиков, заточена и оптимизирована под определённые задачи. Кудой здесь национальность воткнуть? И зачем? Оно то конечно приятно, когда «наши могут». «Ура. Мы ломим. Гнутся шведы» — я тоже такое люблю. Но этого мало для выбора операционки. Разве что при прочих равных.

  6. Sam, речь ведь идёт не об операционках, а о дистрибутивах одной из них. А точнее, даже скорее о ремиксах или респинах практических двух дистрибтивов — Ubuntu и Debian (иных клонов в приведённом списке нет). А и то, и другое, и третье подразумевает как раз комплектацию определённым софтом — для физика одним, для делопроизводителя местного самоуправления — другим.
    И если для физика национальность действительно не важна, то для делопроизводителя — очень даже существенна.
    Кстати, можно предположить, почему такие локально-зависимые системы оказались востребованными именно в Испании. Испанцы, как известно, народ слонный к анархии. И я подозреваю, что правила делопроизводства в Эстремадуре довольно таки отличаются от правил в Валенсии или Галисии.

  7. alv, с дистрибутивами, ремиксами и респинами ещё более показательней. Это же не ОС с ноля писать — намного проще. Значит они не нужны ни нашим физикам, ни делопроизводителям. А народу — не знаю… Я бы с удовольствием Rosa пользовался, если бы она была deb-based.

  8. Sam, Вы не праы — они нужны и физикам, и делопроизводителям. Только вот физики с этим делом справляются сами, тихо и незаметно.
    А делопроизводители — не то что не могут справиться, а даже не знают, что им это нужно.
    > Я бы с удовольствием Rosa пользовался
    А я — нет. И никаким другим «национальным» дистрибутивом — тоже. Потому что я не делопроизводитель ЗАГСа, а литератор, у меня другие задачи и, главное, интересы.
    Но это не мешает мне понимать, что не все люди обязаны следовать моим предпочтениям.
    Потому что люди, как это ни парадоксально, разные, и им от ОСи/дистра/ремикса нужны разные вещи.
    А некоторым вообще ничего не нужно, кроме как каждый день связываться по скайпу и узнавать, что правнучек в Канаде/Израиле/Австралии здоров и свинячим гриппом не заразился.

  9. > Например, под задачи муниципальной администрации
    > автономного сообщества Эстремадура.
    вы серьёзно? от муниципальных администраций частенько требуют документы в формате M$ office, причем и сделанные в нём же (не шучу, в самих шаблонах для заполнения огромными буквами пишут «никаких openoffice-ов»)! Ну и кто же будет ругаться с начальством?
    Плюс все сотрудники проходили обучение на M$ Office и смотрят на open- и libre- собратьев как бараны на новые ворота.
    Вчера вот для нового сотрудника потребовали приобрести M$ офис 2016, хотя и охренели от стоимости (почти 12 тысяч р. со скидкой).
    С огромным трудом 2 коллег в тестовом режиме приучаю к ubuntu и lmde в повседневной деятельности, остальные даже слушать и видеть не хотят, подавай им выньду.

  10. alv, возможно я и не прав:) Просто немного не убедительно выглядят тихушники физики. Вот Татьяне понадобился дистрибутив — она взяла и сделала. А бородатые физики-ядерщики, да ещё и с ресурсами какого нибудь учереждения — не могут?:) Скорее уж нет необходимости. Ну это мне так видится. Вот за делопроизводителей согласен — многие просто не знают, что есть альтернативы.

  11. alex, а онлайн-версия M$ Office не подходит? Сам то не пользовался, просто слышал, что есть.

  12. > а онлайн-версия M$ Office не подходит?
    > Сам то не пользовался, просто слышал, что есть
    на все учреждение adsl «канал» 4мбс/512кбс (down/up)
    Да и тот каждый год норовят «секвестировать» :-)
    Какой уж тут онлайн? Хотя надо почитать про такой вариант, вдруг дешевле будет, чем покупка оффлайн версий, но еще нужно руководству объяснить что за «зверь» такой и в чем выгода :-D

  13. > Вот за делопроизводителей согласен — многие просто не знают, что есть альтернативы.
    личное мнение, что эти ребята порой даже и не заметят замены windows с доменом и общими папками на mint (например) с Ldap и nfs :-)
    Если рук-во примет решение и прикажет, особенно.

  14. Sam, поверьте, у бородатых тихушников-физиков из CERN’а и FermiLabs с этим тоже всё нормально, не хуже, чем у Татьяны :)
    И у побритых физиков из Ливерморской лаборатории тоже дела неплохо обстоят.
    Просто задачи у них чуть другие.

  15. А вот, пожалуйста. НауЛинукс, специализированные дистрибутивы, создаваемые на базе Scientific Linux: http://www.naulinux.ru/

  16. Это прозвучит антипатриотично и мне это, безусловно, не нравится, но. У нас, по большому счету, нет, как бы так помягче выразиться, контингента, способного *работать* на компьютерах: по большому счету т.н. «офисный планктон» умеет лишь *жать на кнопки* (причина, быть может, так называемая «советская эпоха»). И их невозможно научить, можно только отдрессировать.

    Мне родственница, когда меня задолбало к ней ездить раз в неделю, чтобы удалить локер или переставить «форточки», когда сказал, что постявлю ей FreeBSD на десктоп вместо винды, сказала: «мне FreeBSD не нравится». Понятное дело, что она даже в википедию не заглянула, но «не нравится» — всегда наготове.

    И такое не только с планктоном: это на всех уровнях управления (ну кроме IT-компаний), следовательно о мотивации к разработке говорить не приходится. Зато ДЕмотивации — хоть отбавляй.

    Простите, что длинно

  17. А как нассчёт вклада русских программистов в общемировую копилку? Я могу согласиться только с тем, что быстрый переход к национальному не возможен, но работать в этом направлении надо однозначно и в первую очередь для внутреннего пользования в целях безопасности, а не на экспорт. А то, что вы тут написали…. Ну честно говоря, стыдно! Это как высказывание грэфа про дауншифтинг! Противно, когда откровенный лузер пытается обосрать всех соотечественников.

  18. да, сергей, как на счёт вклада-то?
    и кто такие грэф и дауншифтинг?
    это Ваши родственники?
    или племянники студебеккера?

Добавить комментарий